Главная >> Публикации >> “Касательно договоров купли-продажи, заключенных посредством сети Интернет”, Юридическая газета № 47 от 23.11.2010

“Касательно договоров купли-продажи, заключенных посредством сети Интернет”, Юридическая газета № 47 от 23.11.2010

23.11.2010 Публикация напечатана на языке оригинала.

О договорах купли-продажи товаров,
заключенных через Интернет, особенностях их заключения
  В процессе исследования правовой природы договоров купли-продажи товаров через Интернет возникает ряд проблемных вопросов, которые связаны, в частности, с тем, что не существует организационной структуры, которая выступала бы владельцем компьютерной сети Интернет, который к тому же не имеет собственного обособленного имущества, его ресурсы принадлежат на праве собственности разным субъектам: каналы связи - телекоммуникационным компаниям; компьютерное оборудование - пользователям; информация - ее авторам; техника и программное обеспечение поддержки магистральной сети - их владельцам.

Юридическая особенность отношений в Интернете заключается в неординарном образе реализации прав и обязанностей пользователей. С появлением услуг сети возникает новый характер взаимоотношений между людьми и организациями, и в дальнейшем не исключено возникновение и других явлений, требующих специфической регламентации в отраслевом законодательстве.

На сегодня Интернет в Украине является достаточно массовым явлением, с помощью которого люди могут облегчить себе жизнь. Так, многочисленные отношения в сфере купли-продажи получили большое упрощение в результате охвата их возможностями Интернет сети.

В условиях рыночной экономики договор купли-продажи становится одним из самых распространенных типов договоров, используемых в товарном обороте, и как родовое понятие охватывает все виды обязательств по отчуждению имущества в собственность на определенно-эквивалентной основе. Учитывая популярность такого типа договоров и быстрый процесс его "интернетизации", украинским законодателям следовало бы уделить большое внимание по урегулированию данного рынка услуг еще на первых волнах распространения безналичных расчетов и общественной заинтересованности в Интернет сети. Из-за отсутствия надлежащей нормативной регламентации в настоящее время мы сталкиваемся с мошенничеством, махинациями и рядом других проблем, возникающих при заключении договора купли-продажи через Интернет, а органы защиты прав потребителей в большинстве случаев отказываются рассматривать жалобы, предъявленные потребителями к Интернет-магазинам.

К тому же проблема заключается также в том, что украинское законодательство не содержит определения электронного договора купли – продажи, как и электронного договора, сделки вообще. Из анализа норм Гражданского кодекса Украины (далее - ГК) и Приказа № 103 Министерства Экономики Украины «Об утверждении правил продажи товаров на заказ и вне торговыми или офисными помещениями » от 19.04.07 года следует вывод, что согласно положениям ГК, такой договор будет считаться заключенным в простой письменной форме, а согласно ст. 655 ГК Украины, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму. П. 1.2. Приказа Министерства Экономики № 103 детализирует, что договор, заключенный на расстоянии - это договор, заключенный продавцом с потребителем с помощью средств дистанционной связи. Под средствами дистанционной связи следует понимать телекоммуникационные сети, почтовую связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии. Поэтому этим приказом официально признается возможность заключения договора купли-продажи через Интернет.

По общему правилу гражданского законодательства, существует две стадии заключения любого договора. На первой стадии заинтересованное лицо (оферент) направляет другому лицу предложение заключить договор (оферта) на предложенных условиях. Принятие предложения (акцепт) второй стороной (акцептантом) - вторая стадия. Договор считается заключенным, если между ними в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Относительно договоров, заключаемых через Интернет, вопрос определения момента заключения договора остается в законодательстве не решенным.

Когда субъектами данного договора с обеих сторон выступают физические лица, то, как правило, лицо, желающее продать определенный товар или оказать услугу, оставляет нужную информацию на конкретном сайте (чаще всего - это специальные сайты для объявлений) о своем намерении. При указании номера телефона, адреса электронной почты или другой контактной информации продавца и в случае заинтересованности в его предложении, покупатель изъявляет желание принять оферту, предварительно ознакомившись с ее деталями (характеристикой товара, ценой услуг и т.п.), если о них не было указано раньше. После окончательного согласия о принятии предложения, стороны договора договариваются о встрече, во время которой и осуществляется передача товара или предоставление услуги и расчет. По своей специфике осуществление покупки таким образом имеет довольно много общего с дачей объявлений в газетах, журналах и не требует дополнительного урегулирования подобных отношений.

Когда же стороной-продавцом выступает Интернет - магазин, то данное правоотношение имеет несколько иную специфику, поскольку к нему применимы положения параграфа 2 главы 54 ГК - «Розничная купля-продажа», законодательство Украины о защите прав потребителей и другие специальные нормы.

Товарооборот в розничной торговле обеспечивается с помощью договора розничной купли-продажи, заключение которого происходит на основании общих правил о купле-продаже и специальных правил о защите прав потребителей, применение которых имеет значительные особенности. Согласно ч.1 ст. 698 ГК по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара, обязуется передать покупателю товар, который предназначается для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его.

Исходя из положений ч. 3 этой статьи, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя - физического лица, не урегулированных ГК, применяется законодательство о защите прав потребителей. Таким образом, определяются основы правового регулирования договора розничной купли-продажи через Интернет. В Интернет – магазинах продавец выражает предложение в виде так называемой публичной оферты, в нашем случае - это размещение образцов товаров на их сайтах, предлагаемых неопределенному кругу лиц с целью заключить договор. Данная оферта имеет такое же юридическое значение, как и оферта, предложенная конкретному лицу. Своеобразно здесь также проявляется акцепт покупателем - направление заказа при заполнении заявки на приобретение товара и передача его по электронной почте или телефонный звонок менеджеру Интернет - магазина с целью осуществления или подтверждения заказа.

Однако, лишь выражение воли (без надлежащей фиксации) нельзя считать заключенным договором, поскольку это сделает невозможным не только доказательства того, что он соответствует внутренней свободы участника (одно из условий действия договора), но и самого факта, что волеизъявление вообще было. Именно поэтому заключения договора необходимо связывать с фиксацией воли лица, а форма договора - с образом, с помощью которого волеизъявление было зафиксировано.
Итак, сторонами в договоре розничной купли-продажи является продавец и покупатель. Продавцом выступает юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже в розницу товара. На экране монитора нашего компьютера после ввода в поисковую систему названия нужного товара появится список Интернет - магазинов, которые являются продавцами. ГК Украины и Закон Украины «О защите прав потребителей» возлагают на них широкий круг обязанностей. Но отсутствие законодательно установленных требований по порядку создания и деятельности таких магазинов дает зеленый свет манипуляциям относительно законности деятельности Интернет -магазина как стороны договора, поскольку создать подобный магазин, а затем ликвидировать его при наличии специальных знаний может каждый желающий.

Пользователь Интернет - услуг, который ориентируется в сети посредственно, не всегда сможет распознать, какой из магазинов есть реально действующим, а какой - «однодневным». Во втором случае стороной договора выступает лицо, предложившее приобрести товар, которого вообще не существует, или же без намерения передавать товар, или лицо, не зарегистрировалось согласно законодательству Украины как субъект предпринимательской деятельности.

Таким образом, нередко возникает проблема неурегулированости легального порядка создания Интернет - магазина, определение круга обязанностей их менеджеров и безответственности за некорректное и непрофессиональное отношение к покупателям. Целесообразно подчеркнуть законодательную обязанность продавца при доставке товара передавать через курьера документ, в котором определены гарантийные обязательства производителя, заполненные продавцом и скрепленные печатью, сроки гарантии и адреса сервисных центров. Это предоставляет возможность покупателю доказательно защитить свои нарушенные права, например, в случае, когда на сайте и в гарантии указаны различные условия или при наличии гарантии, покупатель не может воспользоваться правом бесплатного ремонта товара в связи с невероятно далеким расположением сервисных центров, если раньше об этом не было известно. Что касается товара, выступающего предметом договора купли-продажи через Интернет, обычно он предназначается для личного, домашнего или иного потребительского использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Ассортимент товаров отображается на сайтах Интернет - магазинов, а также в Интернет - каталогах. Однако факт, что указанная характеристика товара и его цена была каким-то образом размещена в базе данных, к сожалению, не всегда означает, что товар в данном магазине действительно есть и что его стоимость и другие характеристики соответствуют занесенным в базу. Немало продавцов заманивают покупателей неправдивой информацией, а во время общения с менеджером магазина цена товара возрастает на 10 и более процентов в связи с «нестабильным экономическим положением» или потому, что цены приведены в условных единицах, которые безосновательно переводятся в гривну по собственному курсу Интернет - магазинов, что прямо противоречит п.1.4. Приказа № 103 Министерства Экономики Украины от 19.04.07, согласно которому субъект хозяйствования обязан обеспечить потребителей необходимой, достоверной, своевременной и доступной информацией о перечне предоставляемых услуг, тарифах на них, времени приема и выдачи заказов, ассортименте и ценах на товары, предлагаемых к продаже, часах доставки заказов на дом, потребительских свойствах товаров, сроках их годности или гарантийных сроках и сроках службы.

При совершении покупки через Интернет, пользователю предлагаются различные возможности оплаты, начиная с той, что счет за товар приходит вместе с ним, что является выгодным покупателю, поскольку появляется возможность предварительно осмотреть товар и только после этого осуществить оплату. В случае, когда продавец настаивает на предоплате, она не должна превышать половину стоимости товара. Нередко, к сожалению, встречаются случаи, когда при 100% предоплаты товара покупатель его не получает, а обратиться за защитой своих прав в органы защиты прав потребителей и суд не может из-за отсутствия на сайте Интернет - магазина полной и достоверной информации о продавце.

Оплата товара по договору купли-продажи, заключенному через Интернет, также может быть осуществлена с помощью платежной карточки, но при отсутствии безопасных каналов связи, номер и прочие данные счета могут попасть в руки недобросовестных лиц и владельца карточки могут ждать неприятные последствия. Развитие технологий делает оплату покупок через Интернет более безопасной, но это не является стопроцентной гарантией защиты от различных мошеннических действий, поэтому следует соблюдать элементарные правила безопасности. Прежде всего, следует проверить, имеется внизу страницы, предназначенной для ввода данных платежной карты, эмблема в виде замочка и ли добавлена в адресной строке буква "s" - https: / / ..., которая указывает, что канал связи безопасен. Кроме того на сайте выкладывается информация о сертификатах защиты. Следует обратить внимание на адрес и реквизиты фирмы на сайте Интернет - магазина. Если такие данные полностью отсутствуют, то лучше воздержаться от оплаты такого заказа.

Осуществление оплаты возможно с помощью электронных средств. Согласно Постановлению Национального Банка Украины № 178 от 25 июня 2008 торговец (субъект хозяйствования, зарегистрированный в соответствии с законодательством Украины, которое на основании договора, заключенного с эмитентом или уполномоченным им лицом, принимает электронные деньги как средство платежа за товары или услуги) на основании договора, заключенного с банком-эмитентом или уполномоченным им лицом, имеет право принимать от пользователей электронные деньги как средство платежа за товары или услуги.

Поэтому, подводя итог по данному вопросу, хотелось бы отметить, что специфика договора купли - продажи товаров, заключаемых через Интернет является таковой, что они:
1) заключаются в простой письменной форме с помощью средств электронной передачи данных, где и происходит фиксация волеизъявления сторон;
2) не предусматривают возможности их подписания сторонами посредством рукотворного подписи и «мокрой» печати юридического лица;
3) обусловлены удобством совершения, значительной экономией времени и денег;
4) должны технически обеспечивать конфиденциальный и безопасный обмен информацией с помощью специальных устройств и приложений.

Итак, как видим на сегодняшний день договора купли-продажи через Интернет занимают важное место в рыночных отношениях. Интенсивность развития электронной торговли товарами и услугами в развитых странах свидетельствует о том, что субъекты правоотношений все чаще прибегают к заключению договоров купли-продажи через Интернет. С дальнейшим развитием средств электронной связи роль этих договоров продолжит расти, так что вопрос изменения положений гражданского законодательства в части детализации правового регулирования договоров купли-продажи заключенных через Интернет, с учетом их специфики, практических реалий рынка и удобства для потребителей, является на сегодня очень актуальным.


Подготовила Наталья Мельник, ЮФ «Москаленко и Партнеры»
25.06.2010