Главная >> Публикации >> «За» и «против» приобретения нерастаможенного автомобиля

«За» и «против» приобретения нерастаможенного автомобиля

01.02.2017  «За» и «против» приобретения нерастаможенного автомобиля
Публикация напечатана на языке оригинала:
http:// www.prostopravo.com.ua/avto/stati/za_i_protiv_priobreteniya_nerastamozhennogo_avtomobilya

В последние годы на дорогах Украины стремительно растет количество транспортных средств с иностранной регистрацией, и уже не является диковинкой увидеть на дороге не только номера стран ЕС и СНГ, но и более отдаленных и экзотических стран. Цены на автомобили в Украине намного выше, чем в ЕС и даже странах СНГ, в первую очередь за счет дорогой «растаможки», а состояние б/у автомобилей, которые ездили по европейским дорогам, в большинстве случаев  лучше, чем аналогичных автомобилей, которые эксплуатировались в Украине. Эта несправедливость побуждает граждан, которые не хотят платить больше, задуматься о покупке авто на иностранных номерах. Предложений таких автомобилей по разным вариациям таможенных режимов транзита и временного ввоза больше чем достаточно. Но не являются ли предложения таких авто «дешевой рыбкой», из которой получится «плохая юшка»? 

Положительные стороны приобретения авто с иностранной регистрацией

 1. Аналогичные автомобили одного и того же года выпуска во всех граничащих с Украиной странах в разы дешевле таких же автомобилей в Украине. Разница может составлять от 200% до 500% стоимости автомобиля. 
 2. Лучшие дороги, качество топлива и обслуживания в странах ЕС сохраняет автомобили с большим пробегом, поэтому авто на «еврономерах» большого возраста обычно находятся в лучшем состоянии, чем аналогичные отечественные. 
 3. Водителей авто с иностранной регистрацией сложнее привлечь к ответственности за нарушение правил дорожного движения, потому что установить собственника и фактического водителя авто, если их нет в автомобиле, очень сложно. Многие полицейские предпочитают вообще не связываться с авто на иностранной регистрации, потому что не знают достаточно хорошо правовой базы своих действий в таком случае. 
 4. На данный момент в Верховном совете Украины рассматривается несколько законопроектов, позволяющих гражданам Украины легально завозить авто в режиме временного ввоза на срок до 1 года на свое имя, либо платить умеренные ежемесячные платежи за пользование такими авто. Если лобби автопроизводителей и официальных автодиллеров не «задушит» эти законодательные инициативы и хотя бы одна из них будет принята, это действительно позволит нашим гражданам пользоваться дешевыми иностранными автомобилями, а европейских соседей освободит от «автохлама» - старых подержанных авто, за которые резиденты ЕС должны ежегодно платить большие налоги. 

Отрицательные стороны приобретения авто с иностранной регистрацией 

 1. Правовые основания приобретения таких авто в большинстве случаев являются более или менее сомнительными. Проще говоря, на него не возникает права собственности. Это не касается тех случаев, когда Вы лично поехали и приобрели на свое собственное имя или имя Вашей собственной иностранной компании  зарегистрированный за рубежом автомобиль, который юридически принадлежит Вам или полностью подконтрольному Вам лицу. В остальных случаях право собственности на авто к его «приобретателю» не переходит. И возникают те же проблемы, что с покупкой украинского авто по доверенности, а именно, у приобретателя не возникает права собственности. И если у формального собственника начнутся какие-то проблемы, они очень быстро станут Вашими. Автомобиль огласят в розыск через «Интерпол» и изымут, а «пользователь» никак юридически не сможет защитить свои права или вернуть вложенные деньги. Скорее всего, привлечь к ответственности лицо, которое предоставило Вам «неправильные» или даже поддельные документы, из-за которых у Вас отберут машину, а еще и штраф наложат, Вы никак не сможете. В отдельных случаях возможно даже привлечение к уголовной ответственности. 
 2. Соблюдение таможенных правил при ввозе таких авто в Украину во многих случаях является сомнительным и может повлечь проблемы в любой момент после его приобретения. Особенно осторожно надо относиться к предложениям приобрести нерастаможенные авто уже на территории Украины. Если таможня при ввозе авто в Украину не выявила никаких нарушений, это не гарантирует отсутствие проблем на будущее, потому что претензии могут возникнуть, например, в результате проведения какой-то внутренней проверки. Штрафы за нарушение таможенных правил составляют от 850 грн. до 300% суммы неоплаченных таможенных платежей, к которым относятся НДС, таможенный сбор и акцизный налог. Такие штрафы уже накладываются таможней или судами в размере от нескольких десятков тысяч гривен и доходят до миллиона грн. В дальнейшем с человека, на которого наложен такой штраф, в случае добровольной неоплаты пойдет принудительное взыскание за счет продажи его недвижимого или другого имущества. Поэтому можно лишиться не только машины, но и остального имущества. 
 3. Несколько лет использованию нерастаможенные автомобилей в Украине не уделялось много внимания со стороны контролирующих органов. Но это не значит, что так будет продолжаться всегда и не начнутся совместные «рейды» полиции и таможни по проверке таких авто. 
 4. Автомобили старше 2010 года не соответствуют стандартам ЕВРО-5 и поэтому Вы не сможете поставить их на учет и эксплуатировать в Украине даже если бы заплатили всю стоимость растаможки, потому что на данный момент это прямо запрещено законодательством. Оплата штрафов не является растаможкой и не освобождает Вас от этой обязанности, «мухи – отдельно, котлеты – отдельно». 
 5. Даже если проблем с государством не вознПублікація надрукована мовою оригіналу:икнет, будьте готовы к тому, что Вы не сможете распоряжаться транспортным средством, во всяком случае без воли формального собственника: перепродать его, завещать, подарить и пр. Поэтому он у Вас задержится. А если транзит и временный ввоз оформлены лично на Вас, то «избавиться от машины», например, путем сдачи ее на разборку, не получится, потому что формально Вы продолжаете нести за нее ответственность и не имеете права отчуждать, во всех базах она продолжит формально «числиться» за Вами.  
 Резюмируя вышесказанное, можем порекомендовать Вам приобретение авто иностранной регистрации только в случае, если Вы лично оформите его на свое имя или на зарубежную компанию, которую Вы контролируете.  Пользоваться таким авто можно только при четком наличии оснований и с соблюдением условий таможенного режима, а авто должно быть оформлено на собственника, в котором Вы на 100% уверены и который будет заинтересован в защите Ваших прав и интересов. Либо если Ваш стиль жизни предполагает риск, а на Вас не оформлено никакого другого ценного недвижимого или движимого имущества, которое может быть изъято у Вас для погашения таможенных или налоговых штрафов. В остальных случаях от покупки авто на иностранных номерах в Украине лучше воздержаться, потому что оно ВСЕГДА сопряжено с рисками.  
 Если Вы уже фактически приобрели автомобиль иностранной регистрации, пользуйтесь ним и принимайте активное участие в поддержке законодательных инициатив по легализации таких авто. Например, можете подписать и отправить законодателям шаблон письма, подготовленного ЮФ «Москаленко и Партнеры», а также принимать участие в митингах и забастовках. В случае выявления какого-то нарушения рекомендуем Вам пользоваться правовой помощью незаангажированного адвоката, задачей которого будет Ваша правовая защита, а не защита того, у кого Вы это транспортное средство приобрели, возможно жертвуя Вашими интересами. 

Авокат, управляющий партнер ЮФ «Москаленко и Партнеры»
Бердан Игорь Юрьевич, 10.01.2017