Homepage >> Publications >> Pros and cons of purchasing uncleared in customs car

Pros and cons of purchasing uncleared in customs car

01.02.2017  Pros and cons of purchasing uncleared in customs car
The article is published in originalhttp://  www.prostopravo.com.ua/avto/stati/za_i_protiv_priobreteniya_nerastamozhennogo_avtomobilya

В последние годы на дорогах Украины стремительно растет количество транспортных средств с иностранной регистрацией, и уже не является диковинкой увидеть на дороге не только номера стран ЕС и СНГ, но и более отдаленных и экзотических стран. Цены на автомобили в Украине намного выше, чем в ЕС и даже странах СНГ, в первую очередь за счет дорогой «растаможки», а состояние б/у автомобилей, которые ездили по европейским дорогам, в большинстве случаев  лучше, чем аналогичных автомобилей, которые эксплуатировались в Украине. Эта несправедливость побуждает граждан, которые не хотят платить больше, задуматься о покупке авто на иностранных номерах. Предложений таких автомобилей по разным вариациям таможенных режимов транзита и временного ввоза больше чем достаточно. Но не являются ли предложения таких авто «дешевой рыбкой», из которой получится «плохая юшка»? 

Положительные стороны приобретения авто с иностранной регистрацией

 1. Аналогичные автомобили одного и того же года выпуска во всех граничащих с Украиной странах в разы дешевле таких же автомобилей в Украине. Разница может составлять от 200% до 500% стоимости автомобиля. 
 2. Лучшие дороги, качество топлива и обслуживания в странах ЕС сохраняет автомобили с большим пробегом, поэтому авто на «еврономерах» большого возраста обычно находятся в лучшем состоянии, чем аналогичные отечественные. 
 3. Водителей авто с иностранной регистрацией сложнее привлечь к ответственности за нарушение правил дорожного движения, потому что установить собственника и фактического водителя авто, если их нет в автомобиле, очень сложно. Многие полицейские предпочитают вообще не связываться с авто на иностранной регистрации, потому что не знают достаточно хорошо правовой базы своих действий в таком случае. 
 4. На данный момент в Верховном совете Украины рассматривается несколько законопроектов, позволяющих гражданам Украины легально завозить авто в режиме временного ввоза на срок до 1 года на свое имя, либо платить умеренные ежемесячные платежи за пользование такими авто. Если лобби автопроизводителей и официальных автодиллеров не «задушит» эти законодательные инициативы и хотя бы одна из них будет принята, это действительно позволит нашим гражданам пользоваться дешевыми иностранными автомобилями, а европейских соседей освободит от «автохлама» - старых подержанных авто, за которые резиденты ЕС должны ежегодно платить большие налоги. 

Отрицательные стороны приобретения авто с иностранной регистрацией 

 1. Правовые основания приобретения таких авто в большинстве случаев являются более или менее сомнительными. Проще говоря, на него не возникает права собственности. Это не касается тех случаев, когда Вы лично поехали и приобрели на свое собственное имя или имя Вашей собственной иностранной компании  зарегистрированный за рубежом автомобиль, который юридически принадлежит Вам или полностью подконтрольному Вам лицу. В остальных случаях право собственности на авто к его «приобретателю» не переходит. И возникают те же проблемы, что с покупкой украинского авто по доверенности, а именно, у приобретателя не возникает права собственности. И если у формального собственника начнутся какие-то проблемы, они очень быстро станут Вашими. Автомобиль огласят в розыск через «Интерпол» и изымут, а «пользователь» никак юридически не сможет защитить свои права или вернуть вложенные деньги. Скорее всего, привлечь к ответственности лицо, которое предоставило Вам «неправильные» или даже поддельные документы, из-за которых у Вас отберут машину, а еще и штраф наложат, Вы никак не сможете. В отдельных случаях возможно даже привлечение к уголовной ответственности. 
 2. Соблюдение таможенных правил при ввозе таких авто в Украину во многих случаях является сомнительным и может повлечь проблемы в любой момент после его приобретения. Особенно осторожно надо относиться к предложениям приобрести нерастаможенные авто уже на территории Украины. Если таможня при ввозе авто в Украину не выявила никаких нарушений, это не гарантирует отсутствие проблем на будущее, потому что претензии могут возникнуть, например, в результате проведения какой-то внутренней проверки. Штрафы за нарушение таможенных правил составляют от 850 грн. до 300% суммы неоплаченных таможенных платежей, к которым относятся НДС, таможенный сбор и акцизный налог. Такие штрафы уже накладываются таможней или судами в размере от нескольких десятков тысяч гривен и доходят до миллиона грн. В дальнейшем с человека, на которого наложен такой штраф, в случае добровольной неоплаты пойдет принудительное взыскание за счет продажи его недвижимого или другого имущества. Поэтому можно лишиться не только машины, но и остального имущества. 
 3. Несколько лет использованию нерастаможенные автомобилей в Украине не уделялось много внимания со стороны контролирующих органов. Но это не значит, что так будет продолжаться всегда и не начнутся совместные «рейды» полиции и таможни по проверке таких авто. 
 4. Автомобили старше 2010 года не соответствуют стандартам ЕВРО-5 и поэтому Вы не сможете поставить их на учет и эксплуатировать в Украине даже если бы заплатили всю стоимость растаможки, потому что на данный момент это прямо запрещено законодательством. Оплата штрафов не является растаможкой и не освобождает Вас от этой обязанности, «мухи – отдельно, котлеты – отдельно». 
 5. Даже если проблем с государством не вознПублікація надрукована мовою оригіналу:икнет, будьте готовы к тому, что Вы не сможете распоряжаться транспортным средством, во всяком случае без воли формального собственника: перепродать его, завещать, подарить и пр. Поэтому он у Вас задержится. А если транзит и временный ввоз оформлены лично на Вас, то «избавиться от машины», например, путем сдачи ее на разборку, не получится, потому что формально Вы продолжаете нести за нее ответственность и не имеете права отчуждать, во всех базах она продолжит формально «числиться» за Вами.  
 Резюмируя вышесказанное, можем порекомендовать Вам приобретение авто иностранной регистрации только в случае, если Вы лично оформите его на свое имя или на зарубежную компанию, которую Вы контролируете.  Пользоваться таким авто можно только при четком наличии оснований и с соблюдением условий таможенного режима, а авто должно быть оформлено на собственника, в котором Вы на 100% уверены и который будет заинтересован в защите Ваших прав и интересов. Либо если Ваш стиль жизни предполагает риск, а на Вас не оформлено никакого другого ценного недвижимого или движимого имущества, которое может быть изъято у Вас для погашения таможенных или налоговых штрафов. В остальных случаях от покупки авто на иностранных номерах в Украине лучше воздержаться, потому что оно ВСЕГДА сопряжено с рисками.  
 Если Вы уже фактически приобрели автомобиль иностранной регистрации, пользуйтесь ним и принимайте активное участие в поддержке законодательных инициатив по легализации таких авто. Например, можете подписать и отправить законодателям шаблон письма, подготовленного ЮФ «Москаленко и Партнеры», а также принимать участие в митингах и забастовках. В случае выявления какого-то нарушения рекомендуем Вам пользоваться правовой помощью незаангажированного адвоката, задачей которого будет Ваша правовая защита, а не защита того, у кого Вы это транспортное средство приобрели, возможно жертвуя Вашими интересами. 

Авокат, управляющий партнер ЮФ «Москаленко и Партнеры»
Бердан Игорь Юрьевич, 10.01.2017