«Choose an effective form of taxation for business»
02.11.2012
The article is published in original language:
http://www.prostopravo.com.ua/prava_biznesa/nalogooblozhenie/stati/vybiraem_effektivnuyu_for
mu_nalogooblozheniya_dlya_biznesa
«Выбираем эффективную форму налогообложения для бизнеса» Общая система налогообложения Так называемая «общая» система является универсальной формой налогообложения, по которой может работать бизнес. Юридические лица и физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения имеют право заниматься любым видом деятельности (обычно при получении соответствующих разрешительных документов), иметь неограниченную сумму дохода и количество наемных работников. Общая система налогообложения предусматривает уплату всех видов налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством Украины, в зависимости от наличия определенных объектов налогообложения.
1.Физические лица - предприниматели. Налогообложение доходов, полученных физическим лицом - предпринимателем (далее - ФЛП) от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, урегулирован в статье 177 Налогового кодекса Украины (далее - НК Украины). Доходы ФЛП, полученные в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставке 15% от базы налогообложения. В случае если общая сумма полученных налогоплательщиком в отчетном налоговом месяце доходов превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (для 2012 года - 10 730 грн), ставка налога составляет 17% суммы превышения.
Объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т.е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя.
Физические лица - предприниматели подают в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию по месту своего налогового адреса по результатам календарного года в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются предпринимателем самостоятельно, но не менее 100 процентов годовой суммы налога с налогооблагаемого дохода за прошлый год (в сопоставимых условиях), и уплачиваются в бюджет по 25 процентов ежеквартально (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября).
Физические лица - предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Кроме того, налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов (первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством), а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредоставления - с предельного срока представления такой отчетности.
При расчетах с потребителями за наличные частными предпринимателями, которые работают по общей системе налогообложения, в обязательном порядке используется РРО (регистратор расчетных операций, то есть кассовый аппарат). Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны подавать в органы государственной налоговой службы отчетность, связанную с применением РРО и расчетных книжек, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Следует отметить, что для большинства физических лиц-предпринимателей, прежде всего тех, которые планируют предоставлять услуги, мы не рекомендуем избрания общей системы налогообложения. Во-первых, для правильной отчетности и уплаты налогов понадобится помощь профессионального бухгалтера, во-вторых, требования к оформлению документации является более жесткой по сравнению с упрощенной системой налогообложения.
Однако, в случае отсутствия прибыли длительное время, или наличия значительных затрат, ФЛП может перейти на общую систему налогообложения дабы избежать уплаты убыточных платежей (единого налога). В случае убыточности деятельности ФЛП декларации все равно подаются, но указываются «нулевые» доходы.
2. Юридические лица. Для юридических лиц основным налогом при общей системе налогообложения является налог на прибыль предприятий, режим взимания которого определен в разделе III НК Украины. Плательщиками этого налога являются субъекты хозяйствования - юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами; неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и т. п.
Объектом налогообложения является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов отчетного налогового периода. Налоговой базой для этого налога является денежное выражение прибыли как объекта налогообложения.
Основная ставка налога на прибыль предприятий составляет 16 процентов. С 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно - 21 процент; с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно - 19 процентов, с 1 января 2014 года - 16 процентов.
По налогу на прибыль предприятий используются такие налоговые периоды: календарные квартал, полугодие, три квартала, год. Базовым налоговым (отчетным) периодом для целей этого раздела является календарный квартал.
НК Украины предусматривает освобождение от налогообложения определенных видов прибыли. Например, предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов и являющихся их полной собственностью; прибыли, полученной от продажи на таможенной территории Украины продуктов детского питания собственного производства, направленной на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен такие продукты и т.д..
Кроме указанных налогов действующее законодательство Украины предусматривает другие общегосударственные (акцизный налог, сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог, плата за землю и т.д.) и местные (сбор за места для парковки транспортных средств, туристический сбор и т.д.) налоги и сборы, для которых определяются отдельные правовые режимы взимания.
В целом к преимуществам общей системы налогообложения, как для юридических, так и для физических лиц-предпринимателей, относятся: •отсутствие ограничений в видах деятельности; •отсутствие ограничений объема дохода и количества работников; •более широкая возможность планирования и оптимизации налогообложения (вследствие влияния объема расходов на базу).
Для физических лиц - возможность неуплаты Единого социального взноса при отсутствии дохода. Размер уплачиваемых налогов напрямую зависит от объема доходов за отчетный период. Однако общая система налогообложения имеет существенные недостатки: •сложность администрирования (достаточно строгие требования к ведению учета и составлению отчетности); •высокая налоговая нагрузка, особенно при наличии наемных работников; •обязательная регистрация плательщиком НДС при превышении оборота в 300 000 грн. за 12 месяцев.
Упрощенная система налогообложения Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом. Юридические лица и физические лица-предприниматели на упрощенной системе налогообложения имеют некоторые ограничения в видах деятельности, численности работников и доходах таких субъектов. В последнее время в налоговое законодательство Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности внесено много изменений (последние - 05.07.2012 г.).
Налогоплательщик может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения при условии, что такое лицо отвечает определенным критериям. Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица и обложенных по упрощенной системе; земельного налога и т. п.
Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, делятся на группы плательщиков единого налога:
Первая группа - физические лица - предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажа товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт обуви, трикотажных изделий, мебели, часов и т.д. - исчерпывающий перечень в п. 291.7 НК Украины) и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150 000 гривен. Ставка единого налога: в пределах от 1 до 10 процентов размера минимальной заработной платы. Вторая группа - физические лица - предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и / или населению, производство и / или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года они соответствуют совокупности следующих критериев: •не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек; •объем дохода не превышает 1 000 000 гривен.
Действие настоящего подпункта не распространяется на физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005), а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Ставка единого налога: в пределах от 2 до 20 процентов размера минимальной заработной платы.
Третья группа - физические лица - предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: •не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек; •объем дохода не превышает 3 000 000 гривен. Ставка единого налога: 3 процента от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 5 процентов от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Четвертая группа - юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: •среднесписочная численность работников не превышает 50 человек; •объем дохода не превышает 5 000 000 гривен.
Ставка единого налога: 3 процента от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 5 процентов от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Пятая группа - физические лица - предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: •не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек; •объем дохода не превышает 20 000 000 гривен. Ставка единого налога: 7 процентов от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 10 процентов от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Шестая группа - юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: •среднесписочная численность работников не превышает 50 человек; •объем дохода не превышает 20 000 000 гривен. Ставка единого налога: 7 процентов от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 10 процентов от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица - предприниматели), которые осуществляют некоторые определенные НК Украины виды деятельности (деятельность по организации, проведению азартных игр, обмен иностранной валюты, производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров, деятельность в сфере финансового посредничества и т.п.).
Плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и / или безналичной).
Доходом плательщика единого налога являются: 1.для ФЛП - доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и / или безналичной) материальной или нематериальной форме. 2.для юридического лица - любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и / или безналичной) материальной или нематериальной форме.
Проще говоря, единым налогом облагаются все суммы, поступившие в кассу или на счет плательщика, независимо от оснований поступления и дальнейших затрат.
Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога первой группы является календарный год. Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога второй - шестой групп является календарный квартал. Плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца. Плательщики единого налога третьей - шестой групп уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал.
Преимуществами упрощенной системы налогообложения для юридических и физических лиц-предпринимателей являются: •простота начисления единого налога, упрощенное ведение учета и относительная простота заполнения отчетности; •освобождение от уплаты ряда налогов и обязательных платежей; •возможность быть плательщиком НДС по собственному желанию.
Недостатками упрощенной системы налогообложения являются: •ограничения в видах деятельности, объеме дохода и количества работников; •негативные нюансы работы ФЛП с юридическими лицами на общей системе (плательщики единого налога 2-й группы имеют право продавать товары юридическим лицам на общей системе, но предоставлять услуги только плательщикам единого налога, поэтому сложность и трудоемкость отслеживания не только системы налогообложения, но и группы плательщика, провоцирует предприятие искать контрагентов под «общим» статусом); •размер налога для плательщиков 1-й и 2-й групп не зависит от результатов деятельности.
Налог на добавленную стоимость Плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС) является любое лицо, которое осуществляет хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога; любое лицо, зарегистрированное или подлежащее регистрации в качестве налогоплательщика.
В случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих обложению НДС, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 000 гривен ( без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту жительства), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.
Если лицо, осуществляющее налогооблагаемые операции и не являющееся плательщиком налога в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций составляют меньше 300 000 грн, считает целесообразным добровольно зарегистрироваться как плательщик налога, такая регистрация осуществляется по его заявлению.
Объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины; поставки услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины; ввоза товаров на таможенную территорию Украины; вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины; поставки услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом.
Ставки НДС составляют 17 или 0 процентов от базы налогообложения. Ст. 195 НК Украины устанавливает операции, подлежащие налогообложению по нулевой ставке (вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, в таможенном режиме свободной таможенной зоны и т.д.). Ко всем остальным операциям, являющимся объектом налогообложения НДС, применяется ставка 17 процентов. Размер НДС добавляется к цене товаров или услуг.
В целом, вышеперечисленные особенности, преимущества и недостатки общей и упрощенной систем налогообложения для юридических и физических лиц-предпринимателей, несомненно, помогают определиться с выбором системы налогообложения при создании субъекта хозяйственной деятельности, но в каждом конкретном случае, в зависимости от особенностей и целей деятельности существует ряд нюансов и моментов, разобраться в которых может помочь только специалист.
http://www.prostopravo.com.ua/prava_biznesa/nalogooblozhenie/stati/vybiraem_effektivnuyu_for
mu_nalogooblozheniya_dlya_biznesa
«Выбираем эффективную форму налогообложения для бизнеса» Общая система налогообложения Так называемая «общая» система является универсальной формой налогообложения, по которой может работать бизнес. Юридические лица и физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения имеют право заниматься любым видом деятельности (обычно при получении соответствующих разрешительных документов), иметь неограниченную сумму дохода и количество наемных работников. Общая система налогообложения предусматривает уплату всех видов налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством Украины, в зависимости от наличия определенных объектов налогообложения.
1.Физические лица - предприниматели. Налогообложение доходов, полученных физическим лицом - предпринимателем (далее - ФЛП) от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, урегулирован в статье 177 Налогового кодекса Украины (далее - НК Украины). Доходы ФЛП, полученные в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставке 15% от базы налогообложения. В случае если общая сумма полученных налогоплательщиком в отчетном налоговом месяце доходов превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (для 2012 года - 10 730 грн), ставка налога составляет 17% суммы превышения.
Объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т.е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя.
Физические лица - предприниматели подают в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию по месту своего налогового адреса по результатам календарного года в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются предпринимателем самостоятельно, но не менее 100 процентов годовой суммы налога с налогооблагаемого дохода за прошлый год (в сопоставимых условиях), и уплачиваются в бюджет по 25 процентов ежеквартально (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября).
Физические лица - предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Кроме того, налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов (первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством), а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредоставления - с предельного срока представления такой отчетности.
При расчетах с потребителями за наличные частными предпринимателями, которые работают по общей системе налогообложения, в обязательном порядке используется РРО (регистратор расчетных операций, то есть кассовый аппарат). Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны подавать в органы государственной налоговой службы отчетность, связанную с применением РРО и расчетных книжек, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Следует отметить, что для большинства физических лиц-предпринимателей, прежде всего тех, которые планируют предоставлять услуги, мы не рекомендуем избрания общей системы налогообложения. Во-первых, для правильной отчетности и уплаты налогов понадобится помощь профессионального бухгалтера, во-вторых, требования к оформлению документации является более жесткой по сравнению с упрощенной системой налогообложения.
Однако, в случае отсутствия прибыли длительное время, или наличия значительных затрат, ФЛП может перейти на общую систему налогообложения дабы избежать уплаты убыточных платежей (единого налога). В случае убыточности деятельности ФЛП декларации все равно подаются, но указываются «нулевые» доходы.
2. Юридические лица. Для юридических лиц основным налогом при общей системе налогообложения является налог на прибыль предприятий, режим взимания которого определен в разделе III НК Украины. Плательщиками этого налога являются субъекты хозяйствования - юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами; неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и т. п.
Объектом налогообложения является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов отчетного налогового периода. Налоговой базой для этого налога является денежное выражение прибыли как объекта налогообложения.
Основная ставка налога на прибыль предприятий составляет 16 процентов. С 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно - 21 процент; с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно - 19 процентов, с 1 января 2014 года - 16 процентов.
По налогу на прибыль предприятий используются такие налоговые периоды: календарные квартал, полугодие, три квартала, год. Базовым налоговым (отчетным) периодом для целей этого раздела является календарный квартал.
НК Украины предусматривает освобождение от налогообложения определенных видов прибыли. Например, предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов и являющихся их полной собственностью; прибыли, полученной от продажи на таможенной территории Украины продуктов детского питания собственного производства, направленной на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен такие продукты и т.д..
Кроме указанных налогов действующее законодательство Украины предусматривает другие общегосударственные (акцизный налог, сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог, плата за землю и т.д.) и местные (сбор за места для парковки транспортных средств, туристический сбор и т.д.) налоги и сборы, для которых определяются отдельные правовые режимы взимания.
В целом к преимуществам общей системы налогообложения, как для юридических, так и для физических лиц-предпринимателей, относятся: •отсутствие ограничений в видах деятельности; •отсутствие ограничений объема дохода и количества работников; •более широкая возможность планирования и оптимизации налогообложения (вследствие влияния объема расходов на базу).
Для физических лиц - возможность неуплаты Единого социального взноса при отсутствии дохода. Размер уплачиваемых налогов напрямую зависит от объема доходов за отчетный период. Однако общая система налогообложения имеет существенные недостатки: •сложность администрирования (достаточно строгие требования к ведению учета и составлению отчетности); •высокая налоговая нагрузка, особенно при наличии наемных работников; •обязательная регистрация плательщиком НДС при превышении оборота в 300 000 грн. за 12 месяцев.
Упрощенная система налогообложения Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом. Юридические лица и физические лица-предприниматели на упрощенной системе налогообложения имеют некоторые ограничения в видах деятельности, численности работников и доходах таких субъектов. В последнее время в налоговое законодательство Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности внесено много изменений (последние - 05.07.2012 г.).
Налогоплательщик может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения при условии, что такое лицо отвечает определенным критериям. Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица и обложенных по упрощенной системе; земельного налога и т. п.
Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, делятся на группы плательщиков единого налога:
Первая группа - физические лица - предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажа товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт обуви, трикотажных изделий, мебели, часов и т.д. - исчерпывающий перечень в п. 291.7 НК Украины) и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150 000 гривен. Ставка единого налога: в пределах от 1 до 10 процентов размера минимальной заработной платы. Вторая группа - физические лица - предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и / или населению, производство и / или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года они соответствуют совокупности следующих критериев: •не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек; •объем дохода не превышает 1 000 000 гривен.
Действие настоящего подпункта не распространяется на физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005), а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Ставка единого налога: в пределах от 2 до 20 процентов размера минимальной заработной платы.
Третья группа - физические лица - предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: •не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек; •объем дохода не превышает 3 000 000 гривен. Ставка единого налога: 3 процента от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 5 процентов от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Четвертая группа - юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: •среднесписочная численность работников не превышает 50 человек; •объем дохода не превышает 5 000 000 гривен.
Ставка единого налога: 3 процента от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 5 процентов от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Пятая группа - физические лица - предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: •не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек; •объем дохода не превышает 20 000 000 гривен. Ставка единого налога: 7 процентов от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 10 процентов от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Шестая группа - юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: •среднесписочная численность работников не превышает 50 человек; •объем дохода не превышает 20 000 000 гривен. Ставка единого налога: 7 процентов от дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость; 10 процентов от дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица - предприниматели), которые осуществляют некоторые определенные НК Украины виды деятельности (деятельность по организации, проведению азартных игр, обмен иностранной валюты, производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров, деятельность в сфере финансового посредничества и т.п.).
Плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и / или безналичной).
Доходом плательщика единого налога являются: 1.для ФЛП - доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и / или безналичной) материальной или нематериальной форме. 2.для юридического лица - любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и / или безналичной) материальной или нематериальной форме.
Проще говоря, единым налогом облагаются все суммы, поступившие в кассу или на счет плательщика, независимо от оснований поступления и дальнейших затрат.
Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога первой группы является календарный год. Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога второй - шестой групп является календарный квартал. Плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца. Плательщики единого налога третьей - шестой групп уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал.
Преимуществами упрощенной системы налогообложения для юридических и физических лиц-предпринимателей являются: •простота начисления единого налога, упрощенное ведение учета и относительная простота заполнения отчетности; •освобождение от уплаты ряда налогов и обязательных платежей; •возможность быть плательщиком НДС по собственному желанию.
Недостатками упрощенной системы налогообложения являются: •ограничения в видах деятельности, объеме дохода и количества работников; •негативные нюансы работы ФЛП с юридическими лицами на общей системе (плательщики единого налога 2-й группы имеют право продавать товары юридическим лицам на общей системе, но предоставлять услуги только плательщикам единого налога, поэтому сложность и трудоемкость отслеживания не только системы налогообложения, но и группы плательщика, провоцирует предприятие искать контрагентов под «общим» статусом); •размер налога для плательщиков 1-й и 2-й групп не зависит от результатов деятельности.
Налог на добавленную стоимость Плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС) является любое лицо, которое осуществляет хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога; любое лицо, зарегистрированное или подлежащее регистрации в качестве налогоплательщика.
В случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих обложению НДС, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 000 гривен ( без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту жительства), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.
Если лицо, осуществляющее налогооблагаемые операции и не являющееся плательщиком налога в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций составляют меньше 300 000 грн, считает целесообразным добровольно зарегистрироваться как плательщик налога, такая регистрация осуществляется по его заявлению.
Объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины; поставки услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины; ввоза товаров на таможенную территорию Украины; вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины; поставки услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом.
Ставки НДС составляют 17 или 0 процентов от базы налогообложения. Ст. 195 НК Украины устанавливает операции, подлежащие налогообложению по нулевой ставке (вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, в таможенном режиме свободной таможенной зоны и т.д.). Ко всем остальным операциям, являющимся объектом налогообложения НДС, применяется ставка 17 процентов. Размер НДС добавляется к цене товаров или услуг.
В целом, вышеперечисленные особенности, преимущества и недостатки общей и упрощенной систем налогообложения для юридических и физических лиц-предпринимателей, несомненно, помогают определиться с выбором системы налогообложения при создании субъекта хозяйственной деятельности, но в каждом конкретном случае, в зависимости от особенностей и целей деятельности существует ряд нюансов и моментов, разобраться в которых может помочь только специалист.