"Юридичні проблеми в діяльності об'єднань громадян та шляхи їх вирішення"
23.10.2012
Публікація надрукована мовою оригіналу:
http://jurliga.ligazakon.ua/blogs_article/192.htm
"Юридические проблемы в деятельности объединений граждан и пути их решения"
Поскольку действующее законодательство никак не регулирует проблемные вопросы деятельности объединений граждан, в случае возникновения критической ситуации будет применяться устав общественной организации и общие нормы гражданского законодательства, регулирующие деятельность всех видов юридических лиц и обществ, или нормы, регулирующие деятельность хозяйственных общества - по аналогии.
Из юридической практики известны десятки случаев конфликтов и судебных споров объединений граждан по поводу переизбрания руководства организации или противодействия предыдущего руководства такому переизбранию, обжалования государственной регистрации изменений в устав организации, случаев, когда отдельные члены или местные ячейки пытались не выполнять решений всеукраинского центрального руководства в связи с их, якобы, не подчиненностью последним, и других проблем, которые желательно предупреждать, подробно прописывая соответствующие нюансы в уставе организации, чем решать потом в судебном порядке.
Практический пример: устав объединения граждан, которое несколько лет развивалось силами сотен активистов со всей Украины, нечетко регулировал процедуру переизбрания его Президента. После того, как за избрание нового кандидата в Президенты организации неожиданно проголосовало больше делегатов, чем за предыдущего Президента, результаты конференции были объявлены нелегитимными, а сама конференция - проведенной с многочисленными нарушениями законодательства и устава организации (при том, что все эти нарушения касались подготовки конференции, а предыдущий Президент лично руководил ее подготовкой). В связи с этим, было решено созвать экстренную внеочередную отчетно-выборную конференцию с целью принятия легитимных решений. Но прикрываясь уставом и буквой закона, предыдущий Президент и лица, которые его поддерживали, оказывали этому организационные препятствия. Через несколько месяцев, все лица, присутствующие на предыдущей конференции, получили сообщение об исключении их из членов организации за неуплату членских взносов за текущий год. Чтобы не начинать многочисленные судебные споры, эти люди решили создать новую организацию. Но годы работы были упущены, их плодами воспользовались недобросовестные руководители, которые в результате присвоили все достижения организации и исключили сотни людей, которые годами вкладывали в эту организацию время, силы и средства.
Мораль: этого могло бы и не произойти, если бы процедура проведения общего собрания и смены руководства была бы изначально детально прописана в уставе и соблюдена на практике.
Поскольку действующее законодательство никак, в отличии от хозяйственных обществ, не регулирует процедуру созыва общего собрания общественных организаций и не выдвигает обязательных требований к ним, нужно детально и взвешенно выписать все процедуры в уставе, а в случае возникновения проблемы, руководствоваться при ее решении, помимо юриспруденции, также и здравым смыслом, знанием психологии и мотивации поведения людей. Ведь в ситуации паники внешним врагам намного легче нанести организации вред или захватить ее. Поэтому ответственность за решение конфликтной ситуации лежит, прежде всего, на руководстве организации.
Конфликты, в которых могут быть задействованы объединения граждан, могут иметь конструктивный или деструктивный характер, происходить на внутреннем или внешнем уровне. Внутренне организационные конфликты: - личные споры между членами организации; - споры между членами и структурными подразделениями; - споры между членами и всеукраинским центром; - противоречия между структурными подразделениями; - споры между структурными подразделениями и всеукраинским центром. Внешне организационные конфликты: - с конкурирующими организациями; - с органами государственной власти и местного самоуправления; - споры с «рейдерами». Факторы, которые могут вызвать внутренне организационные конфликты: - личное недовольство кого-то из членов руководством или деятельностью организации; - борьба за власть в организации (борьба людей за должности и борьба структурных подразделений за полномочия и «независимость»); - нежелание руководства воплощать изменения, которые уже давно назрели; - финансовые злоупотребления. Факторы, которые могут вызвать внешне организационные конфликты: - особый статус или наличие в организации (на локальном, государственном или международном уровне) определенных преференций; - конфликтное поведение руководства организации в отношении должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления; - политизированность организации; - наличие в организации ценного имущества или значительных финансовых поступлений. Приведу несколько рекомендаций по предупреждению и решению проблем в деятельности объединений граждан.
Во-первых, нормы устава и внутренних положений организации должны быть выписаны четко, полно, подробно, понятно. В частности, должно быть четкое распределение полномочий и компетенции руководящих органов и закреплена их градация. Устав организации должно быть не «типовым», а приспособленным именно к потребностям данной организации, для того чтобы в случае возникновения внутреннего или внешнего конфликта устав стал надежной и прочной опорой для сохранения целостности и беспрепятственной деятельности.
Во-вторых, в организации желательно создать подразделение, которое будет заниматься урегулированием конфликтов между членами на их начальной стадии (например, конфликтно-правовая комиссия, комиссия по медиации и т.п.). Желательно, чтобы хотя бы руководитель такой комиссии имел высшее юридическое образование. Хотя обращение к ней носит не обязательный характер, такая комиссия может стать эффективным органом по примирению членов, а кроме того, с ее помощью можно будет отслеживать актуальные проблемы деятельности всей организации, ведь если конфликты возникают неоднократно по одним и тем же причинам, это означает, что нужно вводить организационные изменения. Такая комиссия сможет выдавать официальные правовые заключения по внутренним вопросам деятельности организации, которые можно будет эффективно использовать в судах. Также общение с представителями такой комиссии помогает стабилизировать ситуацию, успокоить недовольных, предоставить им начальную правовую помощь и не допустить углубления конфликта и его переноса на саму организацию, четко отделив личные интересы члена от его прав и обязанностей в организации, и отправив его, в случае необходимости, в суд общей юрисдикции. Организация и ее руководство не должны вмешиваться в личные конфликты членов организации, но должны помогать решать их.
В-третьих, споры между структурными подразделениями могут быть обусловлены личными конфликтами их руководителей, или борьбой за полномочия. Чтобы предотвратить и эффективно решать их, необходимо четкое распределение полномочий и функций каждого из руководящих органов и структурных подразделений организации в уставе и внутренних положениях. Причем рекомендуем решать такие конфликты на заседаниях коллегиальных руководящих органов, а в случае невозможности решения - не вмешиваться, со стороны всеукраинского руководства, в местные споры, чтобы не переносить их на всеукраинский уровень.
В-четвертых, судебные споры могут причинить организации значительные неприятности и материальный ущерб. Конституционное право человека на судебную защиту - неограниченное, и одна и та же лицо может начать против организации и ее ячеек любое количество судебных споров, которые могут рассматриваться как по месту нахождения организации, ее ячейки, так и по месту жительства «провокатора». Поэтому судебных споров лучше не допускать или решать их на внесудебной стадии, чем в судебном порядке. Эффективным средством может быть также заключение мирового соглашения. Доказывание в суде правоты объединения граждан должно осуществляться юристом, который специализируется в сфере правового регулирования деятельности объединений граждан и имеет опыт в этой сфере, чтобы полно использовать все «лазейки» материального и процессуального права в пользу организации.
В-пятых, внешние организационные конфликты тесно связаны с внутренними. Желающие захватить организацию или уничтожить ее лица сначала находят поддержку среди ее членов и, желательно, руководителей, провоцируют внутреннюю дестабилизацию в организации, а затем - атаку извне. Моя команда неоднократно защищала интересы клиентов в рейдерских атаках на общественные организации с целью изменения их руководства и захвата имущества. Поэтому если общественная организация является известной, имеет отличную репутацию и ценное имущество, такая организация может стать объектом рейдерской атаки так же, как и доходный бизнес. Чтобы эффективно противодействовать ей и сохранить организацию, нужно как можно раньше привлечь высококвалифицированных специалистов, которые смогут выстроить стратегию и тактику организационной, информационной и юридической защиты и эффективно воплотить ее.
Надеюсь, что эти рекомендации будут полезны руководителям и лидерам общественных объединений, помогут определить необходимые изменения в деятельности организаций и воздержаться от неосмотрительных решений. Анастасия Москаленко, Адвокат, партнер ЮФ «Москаленко и Партнеры» 23.10.2012 г.
http://jurliga.ligazakon.ua/blogs_article/192.htm
"Юридические проблемы в деятельности объединений граждан и пути их решения"
Поскольку действующее законодательство никак не регулирует проблемные вопросы деятельности объединений граждан, в случае возникновения критической ситуации будет применяться устав общественной организации и общие нормы гражданского законодательства, регулирующие деятельность всех видов юридических лиц и обществ, или нормы, регулирующие деятельность хозяйственных общества - по аналогии.
Из юридической практики известны десятки случаев конфликтов и судебных споров объединений граждан по поводу переизбрания руководства организации или противодействия предыдущего руководства такому переизбранию, обжалования государственной регистрации изменений в устав организации, случаев, когда отдельные члены или местные ячейки пытались не выполнять решений всеукраинского центрального руководства в связи с их, якобы, не подчиненностью последним, и других проблем, которые желательно предупреждать, подробно прописывая соответствующие нюансы в уставе организации, чем решать потом в судебном порядке.
Практический пример: устав объединения граждан, которое несколько лет развивалось силами сотен активистов со всей Украины, нечетко регулировал процедуру переизбрания его Президента. После того, как за избрание нового кандидата в Президенты организации неожиданно проголосовало больше делегатов, чем за предыдущего Президента, результаты конференции были объявлены нелегитимными, а сама конференция - проведенной с многочисленными нарушениями законодательства и устава организации (при том, что все эти нарушения касались подготовки конференции, а предыдущий Президент лично руководил ее подготовкой). В связи с этим, было решено созвать экстренную внеочередную отчетно-выборную конференцию с целью принятия легитимных решений. Но прикрываясь уставом и буквой закона, предыдущий Президент и лица, которые его поддерживали, оказывали этому организационные препятствия. Через несколько месяцев, все лица, присутствующие на предыдущей конференции, получили сообщение об исключении их из членов организации за неуплату членских взносов за текущий год. Чтобы не начинать многочисленные судебные споры, эти люди решили создать новую организацию. Но годы работы были упущены, их плодами воспользовались недобросовестные руководители, которые в результате присвоили все достижения организации и исключили сотни людей, которые годами вкладывали в эту организацию время, силы и средства.
Мораль: этого могло бы и не произойти, если бы процедура проведения общего собрания и смены руководства была бы изначально детально прописана в уставе и соблюдена на практике.
Поскольку действующее законодательство никак, в отличии от хозяйственных обществ, не регулирует процедуру созыва общего собрания общественных организаций и не выдвигает обязательных требований к ним, нужно детально и взвешенно выписать все процедуры в уставе, а в случае возникновения проблемы, руководствоваться при ее решении, помимо юриспруденции, также и здравым смыслом, знанием психологии и мотивации поведения людей. Ведь в ситуации паники внешним врагам намного легче нанести организации вред или захватить ее. Поэтому ответственность за решение конфликтной ситуации лежит, прежде всего, на руководстве организации.
Конфликты, в которых могут быть задействованы объединения граждан, могут иметь конструктивный или деструктивный характер, происходить на внутреннем или внешнем уровне. Внутренне организационные конфликты: - личные споры между членами организации; - споры между членами и структурными подразделениями; - споры между членами и всеукраинским центром; - противоречия между структурными подразделениями; - споры между структурными подразделениями и всеукраинским центром. Внешне организационные конфликты: - с конкурирующими организациями; - с органами государственной власти и местного самоуправления; - споры с «рейдерами». Факторы, которые могут вызвать внутренне организационные конфликты: - личное недовольство кого-то из членов руководством или деятельностью организации; - борьба за власть в организации (борьба людей за должности и борьба структурных подразделений за полномочия и «независимость»); - нежелание руководства воплощать изменения, которые уже давно назрели; - финансовые злоупотребления. Факторы, которые могут вызвать внешне организационные конфликты: - особый статус или наличие в организации (на локальном, государственном или международном уровне) определенных преференций; - конфликтное поведение руководства организации в отношении должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления; - политизированность организации; - наличие в организации ценного имущества или значительных финансовых поступлений. Приведу несколько рекомендаций по предупреждению и решению проблем в деятельности объединений граждан.
Во-первых, нормы устава и внутренних положений организации должны быть выписаны четко, полно, подробно, понятно. В частности, должно быть четкое распределение полномочий и компетенции руководящих органов и закреплена их градация. Устав организации должно быть не «типовым», а приспособленным именно к потребностям данной организации, для того чтобы в случае возникновения внутреннего или внешнего конфликта устав стал надежной и прочной опорой для сохранения целостности и беспрепятственной деятельности.
Во-вторых, в организации желательно создать подразделение, которое будет заниматься урегулированием конфликтов между членами на их начальной стадии (например, конфликтно-правовая комиссия, комиссия по медиации и т.п.). Желательно, чтобы хотя бы руководитель такой комиссии имел высшее юридическое образование. Хотя обращение к ней носит не обязательный характер, такая комиссия может стать эффективным органом по примирению членов, а кроме того, с ее помощью можно будет отслеживать актуальные проблемы деятельности всей организации, ведь если конфликты возникают неоднократно по одним и тем же причинам, это означает, что нужно вводить организационные изменения. Такая комиссия сможет выдавать официальные правовые заключения по внутренним вопросам деятельности организации, которые можно будет эффективно использовать в судах. Также общение с представителями такой комиссии помогает стабилизировать ситуацию, успокоить недовольных, предоставить им начальную правовую помощь и не допустить углубления конфликта и его переноса на саму организацию, четко отделив личные интересы члена от его прав и обязанностей в организации, и отправив его, в случае необходимости, в суд общей юрисдикции. Организация и ее руководство не должны вмешиваться в личные конфликты членов организации, но должны помогать решать их.
В-третьих, споры между структурными подразделениями могут быть обусловлены личными конфликтами их руководителей, или борьбой за полномочия. Чтобы предотвратить и эффективно решать их, необходимо четкое распределение полномочий и функций каждого из руководящих органов и структурных подразделений организации в уставе и внутренних положениях. Причем рекомендуем решать такие конфликты на заседаниях коллегиальных руководящих органов, а в случае невозможности решения - не вмешиваться, со стороны всеукраинского руководства, в местные споры, чтобы не переносить их на всеукраинский уровень.
В-четвертых, судебные споры могут причинить организации значительные неприятности и материальный ущерб. Конституционное право человека на судебную защиту - неограниченное, и одна и та же лицо может начать против организации и ее ячеек любое количество судебных споров, которые могут рассматриваться как по месту нахождения организации, ее ячейки, так и по месту жительства «провокатора». Поэтому судебных споров лучше не допускать или решать их на внесудебной стадии, чем в судебном порядке. Эффективным средством может быть также заключение мирового соглашения. Доказывание в суде правоты объединения граждан должно осуществляться юристом, который специализируется в сфере правового регулирования деятельности объединений граждан и имеет опыт в этой сфере, чтобы полно использовать все «лазейки» материального и процессуального права в пользу организации.
В-пятых, внешние организационные конфликты тесно связаны с внутренними. Желающие захватить организацию или уничтожить ее лица сначала находят поддержку среди ее членов и, желательно, руководителей, провоцируют внутреннюю дестабилизацию в организации, а затем - атаку извне. Моя команда неоднократно защищала интересы клиентов в рейдерских атаках на общественные организации с целью изменения их руководства и захвата имущества. Поэтому если общественная организация является известной, имеет отличную репутацию и ценное имущество, такая организация может стать объектом рейдерской атаки так же, как и доходный бизнес. Чтобы эффективно противодействовать ей и сохранить организацию, нужно как можно раньше привлечь высококвалифицированных специалистов, которые смогут выстроить стратегию и тактику организационной, информационной и юридической защиты и эффективно воплотить ее.
Надеюсь, что эти рекомендации будут полезны руководителям и лидерам общественных объединений, помогут определить необходимые изменения в деятельности организаций и воздержаться от неосмотрительных решений. Анастасия Москаленко, Адвокат, партнер ЮФ «Москаленко и Партнеры» 23.10.2012 г.